Косино

 

КОСИНО — рабочий поселок у восточной границы Москвы в Люберецком районе Московской области. С 1985 года он отошел к Москве, влился в территорию Перовского района. Имеет населения 15000 чел.История же этого ближайшего Подмосковья необыкновенно богата событиями, имеющими прямое отношение к истории русского государства. Богаты ими и его ближайшие окрестности.
        Очень трудно говорить о времени возникновения Косина. Обратимся к известным, хотя и очень незначительным данным, из которых ясно только одно, что жили в Треозерье люди с очень давних времен. На территории Косина и его окрестностей в конце прошлого века были обнаружены 4 группы курганов (всего их 15) и 2 неолитические стоянки. Люди так называемой абашевской культуры эпохи бронзы жили здесь еще во 2-м тысячелетии до н. э. Три группы курганов, находящихся между Белым и Святым озерами, раскопаны,а одна группа — близ Жулебина — еще ждет раскопок. Обнаруженные в косинских курганах предметы находятся в музее антропологии Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова.         В период VII в. до н. э. — VII в. н. э. эту территорию заняли люди так называемой «дьяковской культуры», принадлежащие к финно-угорской языковой группе. На территории Косина появились эстонские, финские и мордовские племена. К концу периода на эту территорию пришли племена литовской группы (балтские), а затем племя голенды, первоначальные поселения которых обнаружены в Мазовии. Название этого племени сохранилось в речке Голеди, что течет по территории Косина. Голенды и финны не знали земледелия. Они были охотниками, а дремучие леса, окружающие Трехозерье, были прекрасными охотничьими угодьями.       Славяне появились на этой территории только в VIII веке н. э. Это были племена вятичей, пришедшие с юга.Украшения, найденные в раскопанных курганах, имеющихся на территории Косина иего окрестностей, подтверждают это. После прихода вятичей остатки финно-угорской и балтской культур постепенно ассимилировались славянами.Доказательством наличия наэтой территории населения различных этнических групп — расположение тел в захоронениях: славянские — головой на запад, неславянские — круговые.
          Проезжая на автобусе к метро Выхино мимо стадиона с незаконно устроенной (вблизи ценнейшего заповедного водоема — ледникового Белого озера) асфальтированной стоянкой личных автомашин, мы видим около 9-го ГАИ заросшую грязью канаву.А ведь это речка Голедянка, название которой уводит нас далеко вглубь веков...    
         Весной 1147 года в Москве встретились князья киевской династии: Юрий Долгорукий— основатель Москвы — пригласил ксебе новгород-северского князя Святослава, который,исполняя волю Юрия, завоевал «люди Голядь», живших на реке Протве. Сын Святослава, Олег, посланный отцом вперед, привел к Юрию толпу пленных голядцев. Юрий, лелеявший мысль об укреплении юго-западных границ своего княжества, был рад даровым рабочим рукам. Поселил он голядцев недалеко от косинских озер. Возможно, с тех пор и стала называться речка Голеденкой.
        Происхождение названия «Косино» до сих пор неизвестно. Может быть оно балтское? Или финно-угорское, как и название нашей столицы — «Москва». Впервые название «Косино» обнаруживается в источниках XIV века, т. е. во времена образования Серпуховского княжества.      Первый Великий князь Московский, собиратель Московского государства, Иван I Данилович Калита (княжил 1328—1340 гг.), раздавая уделы своим сыновьям, отдал своему младшему сыну Андрею Ивановичу в удел г. Серпухов. Сын его, Владимир Андреевич,расширил свои владения покупкой многих подмосковных сел и деревень и между ними упоминается село Косино с тремя озерами. В завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского в 1410 году село Косино упоминается как его вотчина: «А из московских сел да есмь княгине своей: Коломенское село со всеми дуги и деревнями, Нагатинское со всеми луги и деревнями, Косино с тремя озеры и Обухове. А в Косинском селе и Обухове княгиня моя вольна которому сына дати, а дети мои в те села не вступаются».         
        После смерти князя Владимира Андреевича, в мае 1410 г., Косино перешло во владение к его супруге, Елене Ольгердовне, дочери великого князя Литовского. Княгиня Елена Ольгердовна постриглась в монахини и вступила в Московский Рождественский девичий монастырь, а в 1452 г. в своем духовном завещании передала Косино   монастырю, и оно стало вотчиной Рождественского монастыря.
          Следующее упоминание о Косине и его владельцах содержится в писцовых книгах1576—1578 гг. Косино здесь называется пустошью. Без сомнения, в Косине в то время уже была церковь, так как оно упоминается как село, но иногда в документах называется сельцом или пустошью. Первым священником в Косине, о котором упоминается в книге патриарших приказов, был отец Тимофей (1646—1670 гг.).
         В 1617 г. первый царь из дома Романовых — Михаил Федорович — передал по дарственной грамоте гело Косино с храмом во имя Чудотворца Николая и с пятью крестьянскими дворами детям Василия Григорьевича Телепнева: Юрию, Степану  и  Даниле.  В  царствование   Алексея Михайловича (1645—1676) владельцем села Косина Иваном Степановичем Телепневым в 1673 г. была построена   маленькая   деревянная   церковь  во  имя  святителя  и  чудотворца Николая  вместо   старого,   древнего,    обветшавшего. Эта прекрасная церковка простояла более 300 лет, так как была выстроена из   очень толстых деревянных брусьев, обшита снаружи тесом, что и помогло ей простоять до наших дней.

 

  На главную Продолжить...  


Хостинг от uCoz